Как взыскать долги
«Взыщем любые долги» – подобные объявления все чаще можно встретить в Интернете и в печатных СМИ. При этом адвокаты, частнопрактикующие юристы и юридические фирмы, оказывающие такие услуги, обещают разобраться с должником быстро и не нарушая закона.
Секретами взыскания долгов с нами поделился адвокат Михаил Давыдов advocate@davidoff-mihail.ru.
– Михаил Владимирович, какие приемы вы используете, как проходит сам процесс взыскания долга?
– Российское законодательство допускает два способа воздействия на должника – внесудебный и судебный. При этом сам кредитор может выбирать способ защиты своих прав. Сначала стоит рассказать о методах внесудебного воздействия. Среди них прежде всего нужно назвать хорошо подготовленное требование. Большинство должников реагируют на требование весьма чувствительно. Дело в том, что часто кредиторы нечетко оформляют свои претензии, не соблюдают строгих требований к документации. И эти лазейки позволяют должнику уклоняться. Когда же требование подготовлено хорошим юристом, четко документировано и направлено с уведомлением по почте, это производит другой эффект. Теперь должник понимает, что все серьезно, и дальше долговая масса будет расти за счет процентов. В такой ситуации разумный человек соглашается отдать деньги в досудебном порядке. Этот метод мы и называем внесудебным. В принципе он может быть запущен и после начала судебного разбирательства. Заключение мирового соглашения и погашение долга может произойти в любой момент, в том числе и во время судебного процесса.
– Более жесткие приемы внесудебного воздействия Вы не используете? Возможно, в каких-то исключительных случаях?
– Никаких угроз я не применяю. Тут очень важно не перейти грань, за которой начинается ущемление интересов должника. Ведь он вправе обратиться в суд с претензией по поводу клеветы, вымогательства, необоснованного ареста имущества. И денежное выражение данных претензий может превысить сумму долга.
– Что предполагает судебное воздействие?
– Если дело дошло до суда, то первое, что необходимо сделать – подать ходатайство об аресте имущества. Далее в судебном заседании я пытаюсь убедить суд в необходимости удовлетворения исковых требований на максимально большую сумму, делаю всё возможное.
Возможно, кроме того, обслуживание на стадии исполнительного производства. Часто, когда у клиента уже есть исполнительный лист, он просто не знает, как его исполнить, не умеет работать со службой судебных приставов. И тогда он обращается ко мне. Иначе ему надо было бы изучать законодательство об исполнительном производстве, он мог ошибиться в процессуальных тонкостях.
– С чем вам больше приходится работать: с дебиторской задолженностью, займами или банковскими кредитами?
– Что касается характера задолженности, то, как правило, это либо неоплата произведенной поставки, либо наоборот – деньги перевели, а товара нет. Работаю и с банками. Например, предприятие берет кредит на пополнение оборотных средств или на какие-то инвестиционные программы и задерживает или вообще не производит выплаты.
– Михаил Владимирович, а есть ли какая-то специфика при работе с разного рода долгами?
– Специфика здесь только в том, в каком состоянии находится должник, какие у него активы и как он ими управляет. Если у должника плохо идентифицируемые, плохо размещенные активы, тогда первая задача – определить, где же они у него. Или, например, у меня был клиент, которому большую сумму должен один крупный завод. Там я чувствовал себя уверенно, потому что активы четко зафиксированы и никуда не денутся. Поэтому в этом случае я работал над другим: обсуждал с руководством завода график погашения долга – возможно, даже с рассрочкой.
– Значит, в вашу работу также входит проведение каких-то переговоров с должником?
– Естественно, без этого не обходится. Поскольку заявляются требования, то первая реакция нормального человека: «сейчас не могу, можно потом?» И я, как представитель клиента, выясняю: потом – это когда? Если график соответствует экономическим интересам клиента, тогда подписывается соглашение о порядке погашения.
– Занимаетесь ли вы взысканием долгов с государственных органов?
– Да, конечно, и в этом случае есть свои особенности. Ведь за госорган платит казначейство, а в его финансовых планах не предусмотрена выплата подобных долгов. Поэтому вовремя получить деньги с госоргана нереально, на это уходит минимум год.
– Вы как-то отбираете доверителей? Может ли быть такое, что вы не возьметесь за дело?
– Нет, отказать я не могу, если, конечно, не перегружен другими делами, и доверитель в состоянии оплатить услуги. Конечно, бывают такие случаи, что сразу же, или в процессе работы над долгом я могу сообщить клиенту, что шансов на возврат денег немного. В рамках заказа я провожу экспертизу – как долга, так и должника, – в ходе которой и оцениваю эти шансы.
Бывают и совсем «гиблые» дела, но клиенты все равно просят за них взяться. Ведь нередко у кредиторов бывают мотивы не экономического, а психологического характера. Например, кредитор просто хочет досадить человеку, не отдающему ему деньги. Могу сказать, что подобные мотивы имеют место примерно в 30 процентах обращений.
– Приходилось ли вам сталкиваться с хорошо организованным сопротивлением должника? Насколько часто такое бывает?
– Да, бывает, что предприятие-должник имеет связи во властных структурах, в железнодорожных и так далее. Фальсифицируются документы. Создаётся путаница, и с такой неопределенностью в суд трудно идти. Кроме того, иногда процесс всячески затягивается.
– Есть ли в последние годы какие-то тенденции в долговых спорах? Изменяется ли характер долговых обязательств, с которыми вы работаете?
– Качество долгов становится лучше. Раньше было много таких долгов, где по характеру сделки, по поведению должника сразу было видно, что у него не было намерений исполнять обязательства. Документы оформлялись плохо, поэтому ни должника, ни имущество нередко найти не удавалось. Сейчас же качество документов растет, чаще привлекаются адвокаты, правовая культура в целом повышается. Поэтому откровенно «кидальческих» сценариев становится все меньше. Хотя, конечно, они остаются, но становятся более изощренными.