Защита прав потребителей
Вы все регулярно покупаете в магазинах различные товары, пользуетесь услугами парикмахерской, автосервиса, телефонных транспортных юридических компаний, агентств недвижимости, и многими другими видами услуг. Если Вы - гражданин и заказываете, приобретаете или используете товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то называетесь Вы – потребитель. И защищены Вы Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Этот российский закон – самый лояльный в мире, после американского. Только в этих двух странах покупатель обладает всевозможными правами и при этом у него очень мало обязанностей. Изначально этот закон создавался в поддержку потребителя. Этот документ - сильное оружие против продавцов, изготовителей и исполнителей. И направлено это оружие против низкого качества товаров и услуг.
У потребителя по Закону действительно много прав. И защитить их, пользуясь соответствующими нормами, достаточно просто. Судебная практика говорит о том, что если всё сделать правильно, то решения выносятся почти всегда в пользу потребителя. Так как же защитить свои права потребителю?
Если после покупки товара Вы обнаружили в нём какой-то недостаток, в первую очередь вспомните, а не подписывали ли Вы при покупке какою-либо бумажку, в которой был этот недостаток указан. Ведь статья 18 Закона говорит о том, что предъявить претензии к качеству Вы можете только в том случае, если недостаток не был оговорён с продавцом. Конечно же, если с Вами говорили о недостатке устно, это ничего не значит, в суде продавец не сможет этого доказать. Кстати, при покупке товара внимательно изучайте то, что Вы подписываете. Пока не проверите качество товара, не ставьте свой автограф под фразами типа «к качеству товара претензий не имею». Кроме того, проверьте, не закончился ли гарантийный срок и срок службы. Продавец и изготовитель в случае пропуска таких сроков перестают нести ответственность за качество товара. Итак, если недостаток вы не «оговорили» с продавцом при покупке, берите ручку и пишите продавцу письмо. В «шапке» укажите полностью свои фамилию, имя, отчество, адрес, телефон, ниже - наименование организации или магазина, в котором Вы приобрели товар, его адрес. Назовите документ «претензия». В тексте укажите когда, где и какой товар Вы приобрели, затем - когда и какой обнаружился недостаток. Затем укажите своё требование. Хорошенько подумайте, что именно Вы хотите потребовать. Ведь в дальнейшем менять требование будет нельзя. Надо выбрать что-то одно.
Вы можете в такой ситуации потребовать: бесплатного ремонта или возмещения расходов на такой ремонт; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки, модели, артикула; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Вместо предъявления таких требований Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом можно потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Мало того, отсутствие у Вас кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении Ваших требований. То есть, даже не имея ни одной бумажки, Вы можете ссылаться на свидетелей.
Укажите в претензии, что из этого списка хотите от продавца (или изготовителя, можете обратиться и к нему), сошлитесь на ст. 18 Закона, а также на то, что в случае не удовлетворения требований Вы будете вынуждены обратиться за защитой своих прав в суд.
Снимите с претензии копию, пойдите к продавцу, вручите ему претензию, и попросите сделать на Вашем экземпляре отметку о получении. Если продавец откажется сделать такую отметку, идите на почту и отправляйте претензию заказным письмом с уведомлением.
Если Вы не согласовали с продавцом письменно срок устранения недостатков товара, то недостатки должны быть устранены продавцом сразу же после получения претензии. В противном случае на основании 23 статьи Закона продавец уплачивает ежедневно неустойку в размере одного процента от стоимости товара.
Если Вы потребовали ремонта, то имеете право на предоставление на период ремонта аналогичного товара. За невыполнение этого требования продавец также должен платить неустойку.
Конечно же, далеко не все продавцы выполняют такие требования, но на основании своей практики по подобным делам могу со всей ответственностью заявить, что много таких организаций, которые предпочитают не доводить дело до суда, и выполняют все требования, изложенные в претензии. Многие предлагают мировое соглашение уже в суде. И лишь единицы спорят с потребителями в суде до последнего, что не делает им чести, и портит репутацию.
Так что, даже если получили отказ на претензию – обращайтесь с иском в суд. Вам для этого, конечно, нужна юридическая помощь, но не переживайте, в данном случае закон Вас жёстко защищает.